#
Екатеринбург
Иваново
Казань
Москва
Новосибирск
Ростов-на-Дону
Самара
Санкт-Петербург
Уфа
Челябинск
Пн-Пт   8:00 - 18:00

ИСТОРИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ.

Мануфактура Тамеса.

Ткацкие и полотняные мануфактуры существовали в России еще в XIV-XVII вв. Но благодаря Петру I страна начала активно развивать это направление, выходя на внешний рынок не только с пенькой и дегтем, пушниной и железом, но и с продукцией отечественных текстильных предприятий.

Первым, кто создал полноценную текстильную мануфактуру в России, был Иван (Иоганн) Тамес. Петр I передал ему в 1718 году казенное производство полотна в Хамовниках, располагавшееся в палатах, раньше принадлежавших казненному за измену брату первой жены императора Аврааму Лопухину. 

Хамовнические казармы, в которые была перестроена мануфактура Тамеса) (1).png

Царь рассчитывал, что в частных руках производство тканей станет прибыльным, а государство получит качественное полотно и ткань для армии и флота. Тамес и его компаньоны были на пять лет освобождены от постойной повинности и военной службы, а также от торговых пошлин.

Западный подход в текстильном производстве

Фабрика Тамеса довольно долго оставалась крупнейшим текстильным предприятием в Москве. Здесь было 443 ткацких ручных станка и работало около 900 человек. В 1720 году Иван Тамес приобрел соседние здания все в тех же Хамовниках. 

Компаньонами Ивана Тамеса были Иван Михляев, владелец казанской суконной мануфактуры, купцы из Ярославля Максим и Иван Затрапезновы. Сам Петр I бывал в 1722 году на фабриках Тамеса. Он издал указ о его преимущественном торговом праве на поставку сукна для мундиров. 

С 1725 года Тамес уже единственный владелец фабрики.

02.png

По словам Фридриха Берхгольца, голштинского дворянина на русской службе, побывавшего в 1722 году на фабрике Тамеса, мануфактура производила не только парусину и сукно, но выпускала почти все их виды, начиная от грубого до тонкого: ткань для салфеток и скатертей, тонкий и плотный тик, камзольную ткань, разноцветные носовые платки и другие. Тамес держал в Москве несколько лавок для продажи своей продукции и значительное ее количество вывозил за границу. 

Хамовнические казармы, в которые была перестроена мануфактура Тамеса) (3).png

04.png

В 20-х годах фабрика ежегодно производила тканей на 40 тысяч рублей. В казну она сдавала 20% своей продукции. За границей продавала 25%, на внутреннем рынке – 55%. Тамес признавался Берхгольцу, что прибыль от своих фабрик в Москве и Ярославле в 1724 году составила порядка 30% и есть перспективы для ее увеличения.

В 1729 г. Иван Тамес скончался, передав дело своему сыну Ивану. В середине XVIII века тот расширил фабрику, приобретая помещения рядом с ней. В 1775 г. его полотняная фабрика по-прежнему была самой крупной в столице.

05.png

Тем не менее, в конце XVIII в. фабрика разорилось. Наследникам пришлось продать ее казне. В 1802 г здания фабрики, земельный участок, станки, оборудование и трудившиеся здесь крепостные отошли государству. Оборудование и рабочие были куплены купцами Колокольниковым и Грачевым. Здание Тамеса перестроили под Хамовнические казармы.

Причины разорения мануфактуры Тамеса

Почти весь XVIII век российские мануфактуры работали, не опасаясь конкуренции со стороны иностранных ткацких предприятий, так как существовала высокая ввозная пошлина на полотно. 

Главной причиной передачи Петр I казенных мануфактур в частные руки было низкое качество их продукции и убыточность производства. Мануфактура Тамеса действительно оказалась прибыльной, потому что ее хозяин лично отбирал и учил русских мастеровых из приписанных крепостных и предлагал большой ассортимент тканей, а не только парусину и сукно. 

Хамовнические казармы, в которые была перестроена мануфактура Тамеса).png

Однако защита государством интересов российских производителей тканей не могла продолжаться вечно. Промышленная революция в Великобритании привела к появлению на рынке более дешевой и качественной ткани, которая успешно конкурировала с российской даже при высокой импортной пошлине. Революционным стал переход ткацкого дела от ручного труда к машинному – внедрение в производство механической прялки и использование паровых машин для приведения в движение прядильных и ткацких станков. В Великобритании первая текстильная фабрика полного цикла с механическими прялками появилась уже в 1771 году.

В России развитие текстильной промышленности с конца XVIII века шло в центрах хлопчатобумажного производства (хлопковые ткани и набивные ситцы). Их основали бывшие крепостные, которые сумели не только выкупиться на волю, но и скопить деньги на свою мануфактуру. Они не зависели от местного производителя сырья. В отличие от льна и шерсти, хлопок можно было купить на внешнем рынке в любое время. 

Хамовнические казармы, в которые была перестроена мануфактура Тамеса) (2).png

Отечественное льняное и шерстяное производство было ориентировано в основном на госзаказ и выпускало грубое солдатское сукно. При постоянном росте объемов выпуска полотняных тканей внутренний рынок долгое время не удавалось заполнить полотном российского производства. Большая часть населения страны – крестьяне по старинке пользовались домотканым полотном. В результате полотняное производство в России выживало, по сути, за счет парусины для судов и кораблей. И когда на внешнем рынке появился сильный конкурент – британские ткацкие фабрики, то российские мануфактуры одна за другой разорялись или переходили на производство хлопчатобумажных тканей.