#
Екатеринбург
Иваново
Казань
Москва
Новосибирск
Ростов-на-Дону
Самара
Санкт-Петербург
Уфа
Челябинск
Пн-Пт   8:00 - 18:00

ИСТОРИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ.

Часть 9. Москва. Трёхгорная мануфактура Прохорова.

Одним из крупнейших и передовых текстильных предприятий России являлась Трехгорная мануфактура, созданная в Москве купцом Василием Прохоровым и его потомками. Эта мануфактура сумела выстоять в трудные времена войны 1812 года, восстать из пепла после пожара 1877 года и заложить основу развития ситценабивного и хлопчатобумажного дела в России.

1917445867025827183b50f7cd1eb6c6.jpg

Родоначальник семьи промышленников и купцов Василий Прохоров рос в семье крепостных Троице-Сергиевой лавры. В 1764 году императрица Екатерина II лишила церковь большинства их земельных владений. В итоге часть монастырей закрылась, а Иван Прохоров, отец знаменитого промышленника, стал свободным человеком.

Из пивоваров в мастера текстильных дел

Василий должен был стать пивоваром, продолжая семейное дело. Но глубоко верующий человек Василий Иванович Прохоров не желал торговать напитком, затуманивающим рассудок. Поэтому вместе со своим другом, мастером-красильщиком и знатоком ситца Федором Резановым, Прохоров открыл ситценабивную мануфактуру. В самом конце XVIII столетия в Москве он арендовал, а потом выкупил землю и постройки на берегу речки Пресня. Свое предприятие назвал Трехгорной мануфактурой - по названию того места, где она расположилась.

Мануфактура имела мастерские по изготовлению резных печатных форм и набойке рисунка, лабораторию, где приготавливали краски. Узоры создавались по мотивам византийских и персидских орнаментов. К началу Отечественной войны в мануфактуре трудилось почти сто рабочих. Все работы делались вручную. Лишь два фабричных механизма приводились в движение конной упряжью.

02.png

Сперва основной продукцией новой мануфактуры был кумач – вид хлопчатобумажной ткани полотняного переплетения. Ткань окрашивалась в ярко-красный, а иногда в синий цвет. Использовалась она для пошива сарафанов с вышивкой и отделки мужских рубах.

Через несколько лет Василий Прохоров стал владельцем фабрики, выкупив долю своего друга. После войны с французами он передал управление своему сыну Тимофею. Вместе с Ефимом Зориным, талантливым художником, тот изучает и внедряет передовой зарубежный опыт, расширяет ассортимент. Мануфактура осваивает производство шалей, платков и покрывал.

03.png

Не только своими успехами в текстильном деле оказался известен купец Тимофей Прохоров. В 1816 году он впервые в России открыл при своей фабрике ремесленную школу, где обучались дети работников. Для рабочих была построена библиотека, амбулатория и летний санаторий, вечерние классы для ликвидации неграмотности и фабричный театр. Неработающим назначалась пенсия.

В тридцатых годах Прохоровская фабрика стала крупнейшей в стране. Прохоровы приобрели новое ткацкое оборудование, а также паровые машины. Топливом для получения пара стал торф Бутырских торфяных болот.

1.png

Текстильная продукция Прохорова не раз была отмечена высокими призами и наградами на международных выставках и торговых ярмарках.

В конце 30-х годов XIX века Прохоровы стали потомственными почетными гражданами Москвы. Почти через сто лет после этого события владелец Трехгорной мануфактуры, Николай Прохоров получил потомственное дворянство.

От мануфактуры к фабрике и Товариществу

Как и большинство крупных промышленников, владельцев текстильных предприятий страны, в 70-х годах XIX столетия Прохоровы создали паевое товарищество. Реорганизацией предприятия, с целью расширения и освоения новых рынков сбыта продукции, занимался Иван Прохоров. Устав нового товарищества получил Высочайшее утверждение в марте 1874 г.

В конце 1877 года сильный пожар уничтожил большинство корпусов. Чтобы сохранить дело, братья Прохоровы купили в Серпухове ткацкую фабрику и за два года заново отстроили в Москве свою мануфактуру. В Великобритании было приобретено передовое текстильное оборудование, открыта научная химико-аналитическая лаборатория. Ее возглавил известный химик Освальд Миллер. Построена своя бумагопрядильная фабрика.

05.png

В конце XIX века на фабрике работает художник Оскар Грюн. Он смело внедряет новые идеи в оформлении изделий из текстиля, мастерски сочетает контраст цветов, отражает в сюжетах динамичную жизнь ткацкой фабрики. Неизменной популярностью в то время пользовалась его знаменитая «грюновская» роза, а также рисунок с катушками и веретенами.

3.png

На Парижской выставке в 1900 году Прохоровская мануфактура за технические достижения завоевала Гран-При. Ее школу ремесленных учеников удостоили золотой медали. Владельца фабрики Николая Прохорова наградили орденом Почетного легиона.

2.png
От декабрьского восстания до национализации и перестройки

Во время восстания 1905 года Трехгорная фабрика стала основной базой для пролетарских дружин. Оружейную мастерскую создали в прядильном цеху. В хим. лаборатории делали взрывчатку.

К началу 1917 года Трехгорная мануфактура представляла собой три фабрики: бумагопрядильную, ткацкую и ситценабивную. На ее предприятиях работало 7 тыс. человек.

В 1917 году фабрику национализировали.  Возобновила работу она только в 1920 году. В эти годы на текстильных фабриках было уничтожено 24 тыс. эскизов цветочного орнамента. Новая власть считала их бессмысленными, так как задача пролетарского рисунка — отвечать повестке дня и быть действенным средством агитации.

Во время Великой Отечественной Трехгорный комбинат перешел на выпуск тканей для армии, а также занимался изготовлением боеприпасов. 

4.png

Трехгорная мануфактура в советский период истории превратилась в передовое предприятие. Ее производство и ассортимент постоянно расширялись, регулярно проводилась модернизация. В 80-е ежегодно комбинат выпускал 200 млн метров тканей.