Модуль Ammina:IP не установлен

#
Екатеринбург
Иваново
Казань
Москва
Новосибирск
Ростов-на-Дону
Самара
Санкт-Петербург
Уфа
Челябинск
Ашберн
Пн-Пт   8:00 - 18:00
Обратная связь

Ткани и фурнитура оптом

История текстильной промышленности россии.

Часть 4. Осип Степанович Соков.

Осип Соков является одним из людей, стоявших  у истоков создания и развития хлопчатобумажной промышленности России. Крепостной из села Иваново, организовавший небольшое, но передовое и довольно успешное для своего времени ситценабивное предприятие. 

0101.jpg

В селе Иваново крепостные крестьяне занимались ситценабивным делом, используя в качестве сырья льняную холстину (суровьё), а для нанесения одноцветного рисунка деревянную доску «манер». На этой доске вырезался простой узор. Потом наносилась краска, доску прикладывали к ткани и ударяли деревянной киянкой (отсюда и название набойка). Холстину сушили на жердях, чтобы закрепился рисунок. Для рисунка использовалась масляная краска. Она была нестойкой и быстро выцветала на солнце или после стирки. 

0202.jpg

Осип Соков был резчиком, наносившим нехитрый узор на деревянный «манер». Родился он в 1750 году и, став мастером своего дела, работал для местных ремесленников, занимавшихся набойкой рисунка на льняную ткань. Позже вместе с братом он открыл собственную мастерскую. Осип так бы и продолжал делать ситцы по старинке, если бы в 1780 году  вместе с другими мастеровыми крестьянами села Иванова не отправился в Шлиссельбург (под Санкт-Петербургом), где предприимчивые иностранцы уже выпускали ситец на миткале (хлопчатобумажной ткани), а главное знали секрет стойких и ярких красок. 


За секретом волшебных красок  

Осип нанялся резчиком на мануфактуру датчанина Христиана Лимана (мы писали о ней во 2й части наших тематических статей об истории текстиля в России). Его ситцы, не в пример ивановским, были более тонкими, красивыми, а рисунок на них – изящным и разнообразным. 
Семь лет Осип Соков подбирался к тщательно оберегаемому секрету нанесения стойкой краски на ткань и все-таки узнал его! Вернувшись в родное Иваново, он купил у крестьянина участок на берегу реки Уводь и открыл собственное ситценабивное дело. Именно с этой небольшой мануфактуры и начинались знаменитые ивановские ситцы.

Яркая страница ивановских ситцев

Интересно, что секрет стойкой краски был в том, что для ее растворения использовалась не вода, а хлебный уксус. Кроме того, после окрашивания хлопчатобумажная ткань вываривалась в мыльном растворе с отрубями (знаменитый заварной способ).

0303.jpg

Фабрики Иваново

В результате все ивановские ремесленники научились этому секрету и постепенно перешли с льняной ткани на хлопчатобумажную. Сперва ее привозили из Азии (миткаль). Затем собственное «бумажное» дело появилось и в России. Ивановские мастеровые стали предпринимателями и фабрикантами. Гарелины, Грачевы, Ямановский – все они использовали секрет, добытый Соковым, научившись наносить стойкую краску. Затем успешно внедрили передовые технологии ситценабивного дела: использование цилиндренных машин, сперва на конной тяге, потом приводимых в действие паровым двигателем. 

0404.jpg

Ситец мебельный. Мануфактура О.С. Сокова. Владимирская губ., Шуйский у. с.Иваново.1787-1801 гг.х/б ткань, ручная набивка. Из коллекции Д.Г. Бурылина

Техника ситцепечатания развивалась, и вместо цилиндренных медных валов для нанесения рисунка стали применять перротин-машины. Их плоские формы позволяли наносить рисунок с использованием сразу нескольких красок. Конечно, их производительность была ниже, чем цилиндренных машин. Но они позволяли выпускать многокрасочные ситцы, сделав их еще более популярными у покупателя.

Затем на смену перротинам пришли многовальные цилиндренные машины. Благодаря им ситец оставался таким же доступным широкому кругу покупателей, но становился все более разнообразным, красочным и ярким.

0505.jpg

Шаль (фрагмент каймы). Мануфактура О.С. Сокова. Владимирская губ., Шуйский у. с. Иваново.1787-1801 гг. х/б ткань, ручная набивка. Из коллекции Д.Г. Бурылина

Популярность ивановских ситцев росла, как и объемы их производства. Постепенно известные предприниматели превратились в меценатов и с благодарностью вспоминали Осипа Сокова. Так Яков Гарелин, известный фабрикант и его земляк, писал о Сокове,  как о грамотном, смышленом и весьма успешном человеке, вполне самостоятельном, хоть и маленьком фабриканте.

Память об Осипе Сокове

Мануфактура Осипа Сокова была небольшой: трехэтажная набоечная мастерская, красильня и сушильня. В конце XVIII века здесь работало всего 27 человек мастеров, подмастерьев и разнорабочих.

Осип Соков умер в 1801 году, не оставив наследников своего дела. Сперва управлять мануфактурой пробовал его брат Андрей, затем племянник Сергей. В конце концов в 1810 году она была продана другому ивановскому текстильщику Михаилу Ямановскому.

Похоронен Осип Соков на территории Покровской церкви, на месте которой сейчас находится городской Дворец искусств. В начале XIX века здание соковской мануфактуры перестроили в старообрядческий молельный дом. В 1907 году его преобразовали в городскую Казанскую церковь. 

0606.jpg

Одно время имя знаменитого земляка носила в Иваново улица. Она шла от Покровской до самой реки Уводь. Но уже в начале XIX века улица потеряла свое название и вскоре стала частью Шереметьевского проспекта. 

0707.jpg

Соковский мост

Единственным памятником Осипу Сокову стал мост, который сейчас так и называют - Соковский.