Модуль Ammina:IP не установлен

#
Екатеринбург
Иваново
Казань
Москва
Новосибирск
Ростов-на-Дону
Самара
Санкт-Петербург
Уфа
Челябинск
Ашберн
Пн-Пт   8:00 - 18:00
Обратная связь

Ткани и фурнитура оптом

История текстильной промышленности России.

В 1763 году,  через десять лет после открытия  первой в России ситценабивной  фабрики  в Красном селе,  вторую такую мануфактуру, но уже в Шлиссельбурге, открыли немецкие фабриканты Христиан Лиман и Иоганн Сирициус. Известно, что Екатерина Вторая передала им во владение остров Фабричный со всеми строениями.

Поначалу качество набивных ситцев новой мануфактуры не было высоким. Но уже к концу XVIII столетия «лимановский» ситец, который изготавливали вручную, получил известность и успешно конкурировал даже с импортируемыми английскими тканями.

В 1779 году мануфактура в Шлиссельбурге выпускала преимущественно хлопчатобумажный ситец. В 80-х годах XVIII века она использовала сырье заказчиков, привозимое из-за границы. Рынок сбыта был небольшим – в основном столица Российской империи.

01.jpg

История развития

Кроме ситцев, производимых из привозного миткаля, Шлиссельбургская мануфактура производила ситцы из собственного сырья, в том числе, для украшения дворцов (тонкий ситец на кисее и миткале). Таким образом, фабрика Лимана была поставщиком Императорского Двора. Однако, основными покупателями лимановских ситцев являлись люди среднего достатка.

В последнее десятилетие XVIII века объем выпуска ситцев Шлиссельбургской мануфактурой рос стремительно. Затем последовал упадок, вызванный появлением на рынке английских ситцевых тканей, более дешевых и качественных, чем российские. Англичане наносили печатный рисунок механизированным способом при помощи цилиндровой машины.

В результате, мануфактуре пришлось сменить владельца и искать новые рынки сбыта.

02.jpg
В те времена 300 работников  Шлиссельбургской  мануфактуры в год производили около 2 тысяч отрезов ситца. Механическое нанесение печатного рисунка с помощью цилиндров впервые в России было применено именно здесь. Тогдашний владелец мануфактуры Вебер за это нововведение даже получил от государства некоторые привилегии.

После того, как первые владельцы фабрики были вынуждены ее продать, следующие 50 лет Шлиссельбургская фабрика несколько раз меняла хозяев. С 1865 года собственником мануфактуры стало паевое товарищество. К XX веку на фабрике  работало более тысячи человек, а ежегодный выпуск набивного ситца превышал 900 тыс. отрезов.
03.jpg
Пай именной в 1000 руб. серебром Товарищества Шлиссельбургской ситценабивной мануфактуры, 1869 г.

В Шлиссельбурге изготавливались платки и ситцы из кретона, коленкора, других тонких тканей. 
04.png
Ситцевый платок Шлиссельбургской ситценабивной мануфактуры, коллекция музея

С развитием легкой промышленности в России производство набивного ситца достигло высокого уровня. К 1913 году Товарищество Шлиссельбургской фабрики владело капиталом 1,2 млн. рублей.

05.jpg
Ситцевый платок Шлиссельбургской ситценабивной мануфактуры, коллекция музея

Спрос на шлиссельбургские ситцы оказался высоким, причем не только в России, но и за ее пределами. Перед Первой мировой войной товарищество Шлиссельбургской мануфактуры даже получило от Императорского двора право изображать государственный герб во время выставок в Н. Новгороде и столице империи. Кроме того, в Москве товарищество владело целой сетью магазинов по продаже своей продукции.

В 1919 году новая власть национализировала мануфактуру в Шлиссельбурге. Предприятие стало частью объединения «Петрохлопок». 

06.jpg

Во время Великой Отечественной здания фабрики были разрушены и, после 1945 года ее территория была передана судостроительному заводу. 

Богатство Шлиссельбургских ситцев

В историческом музее Шлиссельбурга, пожалуй, одними из самых ценных экспонатов являются ситценабивные платки знаменитой мануфактуры. То, что они вообще сохранились – большая удача, поскольку ситец тонкая и простая ткань.

05.jpg

Ситцевый платок Шлиссельбургской ситценабивной мануфактуры, коллекция музея

Русская рисовальная школа по ткани была создана Христианом Лиманом, который вскоре после открытия Шлиссельбургской мануфактуры стал ее единоличным владельцем.

На Шлиссельбургской мануфактуре был создан целый ряд производств для отбеливания, окрашивания тканей, нанесения печатного рисунка, помещение для подготовки красок. На Неве стояли плотины, водосливная машина, подававшая воду на «белильный луг», где ситцевая ткань доводилась до нужной кондиции.

Для печати по ткани использовались одноцветные эскизы. Затем колорист разрабатывал варианты цветового решения. Могло существовать до 70 цветовых вариантов одного и того же рисунка, которые выглядели празднично, объемно и красиво. Шлиссельбургские ситцы являлись признанными образцами для других русских ситценабивных мануфактур, которые стали появляться рядом с Москвой и в Липецкой области.

Ассортимент платков Шлиссельбургской мануфактуры периода до 1917 года был довольно велик. В качестве рисунка использовали растительный орнамент, арабскую вязь в сочетании с растительными мотивами и геометрическими фигурами, орнитоморфные мотивы.

Шлиссельбургская ситценабивная фабрика оказала решающее влияние на развитие текстильной промышленности России. Применение передовых технологий, широкий выбор образцов ситца создали высокий спрос на эту ткань и подстегнули развитие российского хлопчатобумажного производства.