ИСТОРИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ.
Часть 7. Фабрика Эмиля Цинделя
То, что было начато первопроходцами ситценабивного дела в XVIII веке Р. Козенсом, У. Чемберленом, Х. Лиманом, И. Гарелиным, И. Грачевым, О. Соковым было продолжено в XIX столетии М. Титовым, А. Гюбнером, Э. Цинделем и другими. Они использовали новейшее по тем временам оборудование и технологии обработки, окрашивания тканей, нанесения рисунка.
Рост спроса диктовал расширение производства и рынка сбыта, привлечение лучших специалистов-колористов и граверов, создателей рисунка, использование новых станков и источников энергии (паровые машины). Текстильные мануфактуры в XIX веке превратились в фабрики, а затем в паевые Товарищества, обеспечивающие не только сам процесс изготовления, но и организацию торговых представительств и складских помещений для готовой продукции в России и соседних с ней странах.
В 1822 году российское правительство ввело запрет на импорт ситценабивных тканей, чтобы дать возможность отечественному производителю укрепить свои позиции на рынке. В результате в Россию из Европы приехали специалисты текстильного дела, чтобы открывать свои фабрики. Уже в 1823 году на берегу р. Москва небольшую мастерскую по набивке рисунка по хлопчатобумажной ткани открыл швейцарец Бухер. Через два года его мастерская перешла в руки другого жителя Швейцарии Г. Фрауенфельдера, а потом превратилась в мануфактуру и фабрику.
Фабрика располагалась в квартале между Дербеневской набережной и Дербеневской улицей
В 1883 году здесь начал работать известный в то время колорист и химик Георг Штейнбах. Спустя год, после смерти владельца фабрики, он принял дело, женившись на его вдове. В 1836 году текстильное производство возглавил его родной брат, а в 1847 году, он оставил его своему зятю Эмилю Цинделю, выходцу из Эльзаса, крупного центра текстильной промышленности Европы.
Эмиль Циндель
Свой путь Эмиль Циндель начинал простым рисовальщиком (создателем рисунков для ситца). С его помощью фабрика в итоге стала одной из лучших в России. Незадолго до своей кончины в 1874 году Эмиль Циндель преобразовал фабрику в Московское паевое Товарищество Эмиля Цинделя.
В 70-х годах XIX века предприятие модернизируется: обновляются его корпуса, приобретается более современное оборудование.
Делами предприятия, после смерти Эмиля Цинделя, занимался его родной брат Юлий.
Новая линейка тканей
Предприятие постоянно обновляло свою коллекцию тканей. Многие образцы завоевали награды на международных промышленных выставках.
В 1882 году Товарищество Э. Цинделя получило право изображать на своей рекламе и ярлыках государственный герб.
Образцы ситца товарищества Э. Цинделя, XIX в.
Товарищество открыло свои филиалы в Москве, других городах страны, а кроме того в китайском Синанфу, а также в Коканде, Ташкенте, Хиве. В самом конце XIX столетия в производстве тканей была внедрена технология мерсеризации: химической обработки с целью предотвращения выцветания. В результате ткани становились более прочными и приятными на ощупь. А еще здесь первыми в стране освоили производство тканей, похожих на старинные гобелены.
В начале XX века Товарищество Э. Цинделя выступило организатором потребительского Общества фабрично-заводского района Кожевники, сделав ткани доступными, в том числе, для простых рабочих. В 1900 году на Всемирной выставке в столице Франции хлопчатобумажные ткани «Эмиль Циндель» получили высшую награду.
Вывоз товара с мануфактуры Цинделя
Изделиям этой марки не было равных как по качеству, так и по изысканности рисунка и богатству красок. Разнообразие тканей впечатляет. За четверть века, с 1889 по 1914 годы оно выросло с 5 видов до 150. Один из наиболее известных фирменных цветочных орнаментов состоял из крупных цветков роз, наносимых на ткань конгревом и муаром (тиснением).
К началу XX века ситценабивная фабрика Э. Цинделя стала лидером в своей отрасли, выпуская ситцы и батист, сатин, а также набивные шелковые, шерстяные и жаккардовые, мебельные и другие виды тканей. Товарищество имело сеть собственных магазинов.
Один из магазинов товарищества Цинделя в Москве
В 1909 году была выпущена книга, где рассказывалось об истории мануфактуры в период с 1874 по 1908 годы. В ней описали ее структуру и систему работы. К примеру, служащие получали премию, размер которой исчислялся от полученной прибыли, а премия рабочим зависела от объемов производства продукции. В 1914 году на фабрике работало свыше 3000 рабочих, действовало 35 ситцепечатных машин. Ежегодный доход Товарищества составлял 20 млн. рублей.
Ветры перемен
В 1918 году фабрику Цинделя национализируют. Она стала называться Первой ситценабивной. В 1978-м бывшее Товарищество Эмиля Цинделя снова сменило название, войдя в состав объединения "Мосхлоппром", а во время перестройки получило название «Ситценабивная фабрика».
С 2006 года в ее бывших корпусах располагается деловой квартал, получивший название «Новоспасский».