#
Екатеринбург
Иваново
Казань
Москва
Новосибирск
Ростов-на-Дону
Самара
Санкт-Петербург
Уфа
Челябинск
Пн-Пт   8:00 - 18:00

История создания формы железнодорожников

Одежда работников железной дороги не сразу получила свои индивидуальные черты. Например, в России, задолго до того, как в 1825-м Джордж Стефенсон построил первую настоящую железную дорогу, инженеров путей сообщения одели в форменную одежду. Пути сообщения для такой большой страны как Россия были очень важны. Поэтому еще до Отечественной войны 1812 года выпускникам инженерного корпуса предписали носить мундир. Он был офицерского образца, но не имел эполетов.

01.jpg

Форма воспитанника Института и офицера Корпуса инженеров путей сообщения начало 1810г

Только в 1830 году он получил пуговицы, носившие специальный символ путейцев – топор и якорь. А через пару лет его сменили ключ и молоток. Потому что прогресс в деле прокладывания путей не остановить.

02.png

Пуговицы Корпуса инженеров путей сообщения 19.в.

Мундир и форма

Строгой формы у первых работников первых российских железных дорог не было. Например, Франц фон Гертснер, спроектировавший и построивший Царскосельскую дорогу, просто купил за границей форму кондукторов пассажирских вагонов.

03.png

Начальник депо (1878 год)

Машинисты каждый день имели дело с горячей смазкой и паром, они предпочитали защитную кожаную, брезентовую куртку, кожаные фуражку, кепку для защиты от попадания горячего масла.

04.png

Машинист (1861 год)

Кочегарам приходилось носить на работе простые штаны из холстины или брезента, ситцевую рубаху навыпуск без ремешка или пояса. На шее был кусок сетки для того, чтобы можно было вытереть руки, лицо. На голове - старая шляпа из войлока или суконная шапка. Ботинки с подошвой из дерева из простой грубой кожи и брезентовые, реже кожаные, рукавицы завершали их ежедневный рабочий наряд.

Кондукторы со старшими кондукторами (назывались они обер -кондукторами) носили военный мундир с каской. Кондукторы имели еще и фашинный нож, который крепился на портупее.

05.png

 Обер-кондуктор (1855 год)

В середине XIX столетия в одежде путейцев происходят изменения. Так, чтобы поднять у нижних чинов престиж этой службы, стало принято различать работников по выслуге лет, нашивая на форму серебряные галуны: 5 лет для машинистов, их помощников (располагались  на рукавах на обшлагах), 10 лет (добавлялось серебряное житье на воротнике у помощников и на фуражке - у машинистов). Форма путейца становится символом определенной сословной иерархии.

Советское время

Жесткую иерархию и форму сразу после революции отменили большевики. Однако в 1922-м году форменную одежду все-таки вернули. Ее должны были носить начальники поездов, а также специалисты-смазчики и проводники в вагонах. Форма представляла собой куртку и фуражку с синим кантом по верху. Проводник носил на груди специальный знак с номером. Серебряные канты остались у начальников поездов. Их нашивали не только на рукавные обшлага, но и на воротник форменной одежды. На нем имелись и петлицы с инициалами той дороги,  к которой относился поезд и его начальник. Начальники железнодорожных станций получили фуражку, имевшую красную тулью.

В 20-30-х годах прошлого столетия шло постепенное введение единой формы для всех видов служб. Она имела все признаки военного мундира тех лет: эмблема и цветная лента на фуражке, тужурка с разноцветными петлицами, как на шинелях у красноармейцев. В 1943-м железнодорожникам ввели погоны.

Все демократичнее и удобнее

В послевоенное время форма становится более удобной и демократичной, сохраняя, тем не менее, знаки различия.

06.png

   Начальник дороги (1963 год)

В 1955 году знаки различия у работников железной дороги перенесли на петлицы. В 1973 году, среди прочих перемен, ввели знаки различия в виде пятиугольника с галуном цвета золота. Его носили на левом рукаве форменной одежды. С 1979 года железнодорожному начальству предписали носить нашивки в форме золотистого галуна, а также петлицы.

Постепенно одежда железнодорожника становилась все больше похожей на форму, а не мундир. Так в середине 1980-х – это были пальто, костюм. Для высшего и старшего начальствующего состава они были двубортными, для других работников - однобортными. Летняя форма была светлого серого колера, зимняя - темно-синяя.

Снова погоны

В 90-х форму железнодорожников изменили, чтобы поднять престиж и повысить уровень дисциплины. Были введены полупогоны со звездами, расположенными поперек. Эмблемой служил эллипс - крылатое колесо. Кокарда также имела форму эллипса с темно-зеленым полем, золотистого цвета крыльями и листьями лавра. 

07.png

Современная форма

Таким образом, форма железнодорожников подчеркивала важность их службы. Современная одежда железнодорожников по-прежнему сохраняет признаки формы. Но при этом она шьется из новых удобных и носких тканей.