#
Екатеринбург
Иваново
Казань
Москва
Новосибирск
Ростов-на-Дону
Самара
Санкт-Петербург
Уфа
Челябинск
Пн-Пт   8:00 - 18:00

История создания формы для почтовых служащих

Важность почтовой службы для государства подчеркивала особая форма одежды гонцов, почтарей, почтальонов, письмоносцев (так в разное время называли тех, кто доставлял корреспонденцию адресату, невзирая на все тяготы и опасности свой службы). В России долгое время доставкой почты занимались ямщики. Для них специальная форма была введена в 1628 году. Ямщик носил голубого цвета зипун из полусукна, шапку с опушкой и вишневым верхом и бумажный кушак с ножами для сабли. Через плечо у ямщика был почтовый рожок из бычьего рога.

Спустя несколько десятилетий доставкой почты стали заниматься специальные почтовые служащие.

01.png

У каждого извозчика был свой номер, который выбивали на кожаном ярлыке и крепили к одежде

От Петра I до Николая II

В 1693 г. Петр I ввел особую форму для почтовых служащих, которые доставляли письма и важные бумаги, перемещаясь между Архангельском и Москвой: зеленый кафтан из английского сукна с медными  пуговицами, красными обшлагами  и отворотами. Также в форму входил темный дорожный плащ. Почтовая эмблема - медная бляха с орлом – располагалась на груди. Служащие почты обязательно имели оружие, так как дороги были небезопасны. Лишь в 1867 г. ношение почтальонами холодного оружия было упразднено.

До ХХ века зеленый цвет различного оттенка стал отличительной особенностью форменного мундира почтового служащего.

Новый мундир почтовые служащие получили в самом начале XIX столетия: темно-зеленый кафтан с черным воротником и обшлагами. В 1820 г. на форме появились пуговицы, на которых изображался герб государства и сигнальный рожок.

02.jpg

Телеграфист

В середине XIX в. сотрудники полевого почтамта носили гражданский мундир: темно-зеленый с плоскими пуговицами желтого цвета с символикой ведомства, серую шинель. На голове - фуражка, а у станционных смотрителей (тех, что содержали в порядке почтовые станции) – треуголка.

С появлением оптического телеграфного устройства в начале XIX века офицеры-телеграфисты оделись в особый черный мундир, по своему крою похожий на тот, что носили командиры военных рабочих подразделений. Только выпушка была другого цвета, светло-синей. На пуговицах нижних чинов таких рот была изображена граната.

Уже в конце XIX столетия, когда появилось Главное управление по делам почт и телеграфа, у почтальонов и телеграфистов изменился ведомственный герб на пуговицах их формы. Теперь это были две пересеченные стрелы, как символ скорости и два почтовых рожка. Высокопоставленные чиновники на форменном мундире мели пуговицы из драгметаллов.

От мундира к сюртуку

Впоследствии форма почтальона стала меньше походить на военный мундир. Его заменили сюртук или тужурка.


03.jpg

После октябрьской революции

Новая власть довольно быстро решила вернуть форму почтовым и некоторым другим государственным служащим. В целом она сохранила внешний вид дореволюционной форменной одежды. Только, на эмблеме, вместо стрел и рожков почтовых были изображены молнии, серп и молот. У сотрудников технических служб почты, вместо серпа был ключ – символ инженерных частей. Рядовые письмоносцы носили гражданскую одежду.

04.jpg 

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов форма почтальонов полевой почты ничем не отличалась от армейской. Только на погонах, когда они были введены, стояла ведомственная эмблема.

После войны форменная одежда состояла из темно-синего пиджака с пуговицами с почтовой эмблемой и черными петлицами со светло-голубым галуном. На голове – фуражка с светло-синим кантом по тулье и кокардой, на которой изображен герб почты или почтовой службы.

05.jpg

Однобортный темно-синий пиджак с светло-синим кантом по обшлагам и форменная фуражка с таким же кантом по тулье с простым черным или золотым витым шнурком стала формой почтовиков в 50-60 годах.

06.jpg

Впрочем, в те годы одежда рядовых почтальонов не была строгой. Носили то, что помогало выполнять работу. Это могли были теплые куртки с ведомственными пуговицами, просто верхняя одежда по единому образцу. У мужчин были форменные пиджаки (темно-синего цвета с ярко-синим кантом, черными петлицами без эмблем, желтыми металлическими пуговицами с символом почты). Главным символом и атрибутом почтальона оставалась большая сумка с корреспонденцией.

В 70-80-х годах прошлого века в качестве верхней одежды появилось темно-серое двубортное пальто с двумя рядами пуговиц с эмблемой и с черным воротником из искусственного меха. Летом служащие носили ярко-синий пиджак без петлиц, но с металлическими пуговицами с эмблемой почты. Такую форму имели в основном работники почты почтовых отделений. 

07.png

Современная форма оператора почтового отделения

Современная форменная одежда светло-синего цвета для сотрудников российской почты появилась в начале 10-х годов XXI в. Ее создавали к Зимней Олимпиаде 2014. Она имеет стилистику, общую для российской униформы в целом.